Отличный и очень важный вопрос! Торцовка (фрезеровка) привалочных плоскостей — это профессиональная процедура, которую часто упускают из виду, но которая критически важна для правильной работы ключевых узлов велосипеда.
https://rutube.ru/video/33d4a845f5c041635942690bb72f0a04/
Если объясвать просто, это обеспечение идеально ровного и параллельного контакта между рамой/вилкой и устанавливаемыми на них компонентами.
Вот зачем это делают для основных узлов:
1. Торцовка кареточного стакана (Bottom Bracket Facing)
- Проблема: После сварки или окраски внутренние плоскости стакана (где каретка прижимается к раме) могут быть неровными, непараллельными друг другу или иметь наплывы краски.
- Чем это грозит:
- Кривая установка каретки: Каретка будет стоять под углом.
- Нагрузка на подшипники: Подшипники каретки и шатунов будут работать под перекосом, что приведет к их преждевременному износу, люфту и скрипу.
- Проблемы с переключением: Криво стоящая система не позволит точно настроить передний переключатель.
- Решение: Торцовка выравнивает обе плоскости стакана, делая их строго параллельными. Это гарантирует, что каретка встанет ровно, ось будет строго перпендикулярна раме, а шатуны будут вращаться без перекоса.
2. Торцовка тормозных суппортов (Brake Mount Facing)
- Актуально для: Дисковых тормозов (как механических, так и гидравлических).
- Проблема: Площадки для крепления тормозного суппорта на раме и вилке также могут быть неровными.
- Чем это грозит:
- Неравномерный износ колодок: Колодки будут соприкасаться с ротором только одной стороной.
- Постоянное трение ротора о колодки: Вы будете постоянно подстраивать суппорт, но он все равно будет «цеплять» ротор, так как стоит под углом.
- Снижение мощности торможения: Площадь контакта колодки с ротором будет неполной.
- Вибрация и шум (биение).
- Решение: Торцовка обеспечивает идеально ровную и перпендикулярную к оси колеса плоскость для установки суппорта. Это гарантирует, что суппорт встанет параллельно ротору, и колодки будут изнашиваться равномерно.
3. Торцовка посадочных мест под втулки (Dropout Facing)
- Проблема: Посадочные места (дропауты) на раме и вилке, куда вставляется ось втулки, могут иметь неровности, наплывы или не быть параллельными.
- Чем это грозит:
- Перекос колеса: Колесо может быть не строго перпендикулярно раме, что влияет на геометрию велосипеда и работу переключателя.
- Проблемы с переключением передач: Задний переключатель работает корректно только когда колесо стоит ровно. Перекос приводит к неточному переключению и цеплению цепи за рамку переключателя.
- Неравномерная нагрузка на спицы.
- Решение: Торцовка дропаутов создает идеально параллельные и ровные плоскости, гарантируя, что ось втулки будет зажата правильно, а колесо встанет строго по центру.
4. Торцовка рулевой колонки (Head Tube Facing)
- Проблема: Торцы рулевой трубы рамы, к которым прижимаются чашки рулевой колонки, могут быть неровными.
- Чем это грозит:
- Люфт в рулевой, который невозможно убрать.
- Тугой ход руля и неравномерный износ подшипников.
- Неправильная работа вилки.
- Решение: Обеспечивает ровную площадку для чашек, чтобы они сели плотно и ровно, без перекоса.
Резюме: Зачем это ВСЕ это нужно?
Процедура торцовки — это не ремонт, а финальная стадия подготовки рамы для обеспечения:
- Правильной геометрии: Все оси (каретки, колес, рулевой) будут строго параллельны и перпендикулярны.
- Долговечности компонентов: Подшипники и другие узлы не работают на перекос, что резко увеличивает их ресурс.
- Идеальной работы тормозов и переключателей.
- Предсказуемости и надежности всего велосипеда.
Это признак высочайшего уровня сборки, который практикуют в профессиональных мастерских при сборке дорогих велосипедов. Для дешевых рам или простого городского велосипеда этот этап часто пропускают, но для любого серьезного байка (MTB, шоссе, гравий) он крайне желателен.