В последние годы велосипедная индустрия быстро развивается, велосипед 10-ти летней давности по сравнению с новым это абсолютно разные велосипеды как по технологиям и стандартам, так и по сложности его устройства. Велосипедные тормоза в данном случае скорее не исключение, а яркий представитель такого примера. Раньше крайне распространёнными были V-Brake тормоза, теперь же их место заняли дисковые, но почему? Для этого стоит разобраться в плюсах и минусах каждого вида тормозов.
V-Brake тормоза
Сами по себе эти тормоза являются самыми простыми и дешёвыми на данный момент. Технически, это просто тормозная ручка с одной стороны, соединённая тросиком и рубашкой с «клешнями» на другой стороне.
Плюсы V-Brake тормозов
- Цена.
- Низкий вес.
- Простота конструкции.
Минусы V-Brake тормозов
- Эффективность. Даже если поставить очень хорошие колодки, а всю конструкцию держать в чистоте и сухости, всё равно не добиться быстрой блокировки колеса. Следовательно, даже при сухой погоде быстрое и эффективное торможение на таких тормозах не получится.
- Быстрый износ. Касается это не только колодок, это очевидный расходник, а скорее обода колеса, ведь его замена в разы сложнее. На дисковых тормозах достаточно заменить только тормозной диск, а вот на V-Brake тормозах нужно менять обод колеса, а это переспицовка и куда большие затраты.
- Сложность дальнейшего апгрейда. Поставить дисковые тормоза на колёса, предназначенные для V-Brake тормозов чаще всего нельзя. Чтобы совершить апгрейд на дисковые тормоза, нужно будет поменять не только сами тормоза, но ещё и колёса. Порой проще купить другой велосипед, это выйдет дешевле и быстрее, чем заниматься таким апгрейдом самостоятельно.
- Сложность в настройке. Любое искривление обода автоматически усложняет настройку и ухудшает торможение.
Дисковые механические тормоза
Немного более сложная конструкция по сравнению с V-Brake, но всё ещё бюджетная, как и сама по себе, так и по цене расходников. Со стороны ручки технически такие же как и V-Brake тормоза, а вот механизм тормозной машинки, так называемого «калипера» уже совсем иной. Калипер ставится на раму или вилку с помощью переходника, а тормозит с помощью соприкосновения колодок с тормозным диском на колесе.
Плюсы дисковых механических тормозов
- Эффективность. Хорошо останавливают даже в плохих погодных условиях, но нужно следить за чистотой диска и колодок
- Цена. Немного дороже V-Brake.
- Меньший износ по сравнению с V-Brake. Так как материал колодок меньше стирается, их замена требуется куда реже.
- Неприхотливость. Для их починки не нужно много инструмента, достаточно в рюкзаке иметь лишь пару колодок, трос и шестигранники.
- Удобство дальнейшего апгрейда. Вместо них будет легко поставить дисковую гидравлику.
Минусы дисковых механических тормозов
- Вес. Они конечно тяжелее чем V-Brake тормоза, но при этом куда более эффективные.
- Одна рабочая колодка у бюджетных тормозов. Это серьёзный недостаток бюджетной дисковой механики, о котором умалчивают все те, кто расхваливает и продаёт такие тормоза. Суть в том, что при торможении одна колодка остаётся недвижимой, работает только один поршень. Таким образом нажимая на тормоз сначала двигается одна колодка, она же прижимается к диску, сгибает его и прижимает его к другой колодке. Из-за этого искривляются тормозные диски, колодки изнашиваются неравномерно, а торможение хуже, чем у простой дисковой гидравлики.
- Сложность в настройке. Касается только бюджетной дисковой механики по вышеуказанной причине.
Дисковые гидравлические тормоза
На данный момент являются самым массовым, эффективным и современным видом тормозов. Такие тормоза работают на минеральном масле или тормозной жидкости, примерно по той же системе, как и в автомобиле.
Плюсы дисковых гидравлических тормозов
- Самые эффективные при любых условиях.
- Широкий диапазон цены. Можно купить как бюджетные модели, так и более мощные тормоза уже по дороже.
- Низкий вес. По сравнению с дисковой механикой они чаще всего примерно идентичны по весу или даже меньше.
- Лёгкость в настройке.
Минусы дисковых механических тормозов
- Их надо обслуживать. Даже при редком катании требуется хотя бы раз в 2 года менять жидкость внутри них, а также по мере износа или загрязнения менять колодки. Наборы для прокачки и нужная жидкость чаще всего вместе стоит от 1 тыс. руб.
- Конструктивно сложнее предыдущих. Из-за этого многие отказываются от их использования в вело походах, так как при поломке труднее найти запчасти и починить это всё в полевых условиях.
- Капризны к условиям использования. Использовать такие тормоза зимой лучше не стоит, в них есть много резиновых уплотнений, склонных к потере своих свойств на морозе. Рано или поздно даже в идеальных условиях тормоза всё равно дадут течь, а возможность их починить может стать проблематичной. Но на качественных тормозах для того чтобы это случилось должно пройти минимум 3-4 года зимней эксплуатации.
Заключение
Тормоза стоит выбирать исходя из бюджета и задач. Для обычного редкого прогулочного катания по паркам лучше подойдут обычные V-Brake тормоза, для длительных покатушек на небольшой скорости сойдут и дисковые механические, а вот если скорости большие и требуется больший контроль велосипеда – дисковая гидравлика однозначно лучший выбор!